"Ребята, которым вы начали читать лекции, очень хорошо разбираются в физике", - сказали мне преподаватели, ведущие семинары в группах спецшколы-интерната №18 при МГУ. "Что ж, - подумал я, - придется дать контрольную потрудней!" Но к ближайшему занятию я не успел составить условия задач. "Ура!"- закричали юные физики и математики, услышав, что сегодня должна была быть контрольная, но ее не будет. Лекторская контрольная вызвала у них обычные школьные эмоции. В самом деле: настроился что-то слушать, а лектор вместо рассказа неожиданно начинает раздавать листочки с условиями. К тому же в этот раз писать пришлось бы при свете юпитеров: в интернате гостили операторы, снимавшие для телевидения фильм "Спрашивайте, мальчики".
И надо сказать, что они действительно спрашивают. Профессора и преподаватели Московского университета, читающие лекции, не могут пожаловаться на отсутствие любознательности у "фэмешат". Их 350, приехали они сюда более чем из 200 городов и сел.
Лекций в школе немного: по два часа в неделю по физике и по математике. Главная работа ведется в классах. Кроме того, каждый ученик занимается в лабораториях и в одном из кружков - по выбору. На переменах и после окончания занятий толпа "фэмешат" обычно окружает академика Колмогорова, доцентов Катаева, Скворцова, Гуревича, доктора физико-математических наук Алексеева. Вопросы задают самые разные.
Андрей Николаевич Колмогоров - организатор школы, ученый, которого знают во всем мире, - отдает ребятам много сил и времени.
Учащиеся ФМШ понимают, что наука - только часть культуры. Вечера в школе посвящены музыке, лекциям об искусстве, рассказам вернувшихся из дальних путешествий ученых МГУ. Все это, конечно, с демонстрацией фильмов или диапозитивов, с объяснениями знатоков классической музыки.
О современных проблемах физики ребята получают представление во время встреч с учеными МГУ. Например, профессор В.Б.Брагинский рассказал об измерениях очень малых сил, профессор С.А.Ахманов - об оптических квантовых генераторах-лазерах, профессор Н.Д.Брандт - о поведении веществ вблизи абсолютного нуля температуры.
Но, конечно, главное - самостоятельная работа учащихся. Наиболее вдумчивые быстро привыкают рассматривать обязательные задания шире и глубже, чем "полагается". Сразу же возникают новые вопросы, и вот уже выполнение обычной задачи математического или физического практикума превращается в маленькую исследовательскую работу. Разумеется, так учиться труднее, чем действовать "не выходя за рамки", но результаты оправдывают затраченные усилия. В вузах, куда попадают практически все выпускники школы (причем две трети из них в Московский университет или в Московский физико-технический институт), они гораздо быстрее становятся на путь самостоятельной научной работы. Многие еще студентами публикуют статьи в научных журналах. Бывшие воспитанники ФМШ не забывают об интернате. Часто, окончив университет (а иногда до окончания), они возвращаются в ФМШ и успешно преподают там.
Почти все это было мне известно еще перед началом моей работы в интернате. Знал я и о строгой системе отбора в школу. Рекомендация учителя, два тура конкурсных экзаменов по математике и физике (письменно и устно) в областных центрах по месту жительства, летний отборочный лагерь ФМШ в июле - августе - все это позволяло надеяться, что отобраны ребята способные и желающие заниматься. Но хорошо ли они знают материал, достаточно ли усваивают то, что им большими порциями дают в интернате, предстояло выяснить с помощью лекторской контрольной.
Прошла неделя, а я все еще сочинял варианты. А еще через неделю кинооператоры попросили меня перед лекцией: "Мы заканчиваем съемки. Скажите, пожалуйста, им сегодня еще раз, что контрольной не будет, мы отснимем этот интересный эпизод". - "Увы, не могу, на этот раз контрольная как раз состоится",- ответил я и раздал задачи. Что это были за задачи! В них сталкивались и разлетались разнообразные шарики, разъезжались, скользя друг по другу с трением, бруски и клинья, стоял на движущейся тележке традиционный желоб в форме мертвой петли: В одной из задач ядро пушки, укрепленной на санях, попадало в полусферу, находящуюся на тех же санях, и проходило по внутренней ее поверхности, вылетая, в конце концов, в противоположном направлении. Эту задачу я составил, вспомнив остроумное, но неправильное изобретение одного мальчика, присланное много лет назад в "Юный техник".
Злополучная контрольная не оправдала моих надежд. Было слишком много троек, попадались и двойки. Тогдашние возможности ребят я явно переоценил.
Но через несколько месяцев советская команда, в числе которой были и ребята из нашего интерната, выехала за границу для участия в очередной международной математической олимпиаде и вернулась с победой. Ребята вновь включились в работу. Снова были контрольные (гораздо более успешные), были отлично сданные экзамены, затем поступление в вузы.
Сейчас помимо математических проводятся и международные физические олимпиады, где также участвуют (и побеждают) наши "фэмешата". И каждый год берут призы на олимпиадах всесоюзных. Это верный признак серьезной подготовки к настоящему научному творчеству. Ведь, как сказал советский математик Борис Николаевич Делоне, научное открытие отличается от решения олимпиадной задачи только тем, что на решение задачи употребляют час или два сосредоточенного размышления, а на большое открытие - несколько тысяч.