II Заочная олимпиада по химии, биологии и математике (заочный тур в биологический класс, 2004 г.)
Задание для 9го класса
по химии
1. 2,24 л смеси водорода с кислородом (н.у.) взорвали. Продукты взрыва при 1 атм. и 273o С занимают объем 3,36 л.
Определите возможное содержание кислорода (в % по объему) в исходной смеси.
2. При переработке медной руды - халькопирита CuFeS2 ее обжигают, и сера превращается в оксид серы (IV). Этот оксид серы на 90% улавливается заводскими фильтрами. Красноуральский медеплавильный комбинат выбрасывает в год в атмосферу 64 тысячи тонн оксида серы (IV).
1) Напишите уравнение реакции обжига халькопирита (в кислороде).
2) Сколько тонн меди может производить этот комбинат в год?
3) Какое еще соединение серы может образовываться при обжиге и почему?
3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (укажите условия проведения процессов):
CaCl2®Ca(OH)2®CaCl(ClO) ®Cl2®CaCl2®Ca
Одной стрелке соответствует одна реакция.
4. Какие вещества могли быть взяты для реакции, если получились только следующие продукты (коэффициенты не указаны): CuSO4 + SO2 + H2O.
Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления.
5. Известно, что наличие в воде растворенных веществ приводит к понижению температуры замерзания раствора по сравнению с чистой водой. На этом основано действие различных противогололедных реагентов.
Величина понижения температуры замерзания (в градусах) прямо пропорциональна числу отдельных частиц (молекул или ионов) растворенного вещества, приходящихся на 1 кг воды и слабо зависит от природы этих частиц.
Исходя из вышеизложенного:
1) Оцените, какой из используемых в Москве реагентов наиболее эффективен против гололеда (при одной и той же температуре для плавления 1 кг льда требуется меньше всего граммов реагента):
2) Расположите реагенты в порядке уменьшения их противогололедной эффективности (слева самый эффективный).
по биологии
1. Как вы думаете, с какими особенностями перечисленных живых организмов (или особенностями их использования человеком) связаны их русские названия: зверобой, дрожжи, мухомор, бычий цепень, поденка, бражник, синица, лесной конек, зяблик, глухарь?
2. Как растения могут защищать свои листья от поедания гусеницами? Попытайтесь привести по одному примеру для каждого из предложенных способов.
3. Есть ряд синантропных видов птиц, встречающихся почти исключительно в городе. С какими особенностями этих птиц связана их адаптация к условиям города? Приведите все возможные примеры и объяснения.
4. В журнале сельского врача N было зафиксировано 5 случаев смерти, произошедших после того, как человек попадал топором себе по ноге. При этом в первом случае смерть наступила через час после инцидента, во втором - через сутки, в третьем через неделю, в четвертом - через месяц и в пятом - через год. Как вы думаете, какие диагнозы могли быть поставлены в этих случаях? Обоснуйте свой ответ.
5. Попробуйте оценить количество в организме человека следующих типов клеток: эритроциты, клетки эпителия кожи, клетки поперечнополосатых мышц. Приведите свои расчеты и поясните их, ответы без пояснений рассматриваться не будут.
по математике
1. Найти наименьшее целое x, удовлетворяющее неравенству
.
2. Электронные часы показывают время от 00.00.00 до 23.59.59. Сколько раз в течение суток на табло появляется число, которое читается одинаково слева направо и справа налево?
3. В окружности радиуса r пересекающиеся хорды AB и CD перпендикулярны и BC = a. Найти AD.
4. Решить уравнение .
5. Найти все значения параметра a, при каждом из которых неравенство