Борьба за независимость и социальный прогресс: Hикарагуа, Куба, Гренада.
Международные отношения в первые послевоенные годы. Hачало холодной войны.
Международные отношения в условиях противоборства двух систем (1950 - середина 1980-х гг.).
Международные отношения 1985 - начало 1990-х гг.
История древнего мира
Изучаются проблемы становления, развития и гибели античного общества. Гражданская история, наиболее крупные представители античной философии, литературы, науки. Особое внимание уделяется греческой мифологии, сравнению ее с христианской, а также тому новому, что внесли в греческую религию Пифагор и Платон; греческой и римской демократиям, которые являются моделями для всех последующих эпох. Предполагается знакомство учащихся с произведениями Гомера, Платона, Плутарха и др. крупнейших представителей античности.
Лекции по истории Греции
1. "Греческое чудо"
(Так называется поразительное явление, суть которого заключается в том, что театр, поэзия, философия, скульптура высокого реализма, наука, словом, все, что составляет нашу культуру доселе, было создано за какие-нибудь несколько веков в Греции.) Сущность явления. Попытки его объяснить: теория "географического фактора", гипотеза французской школы, гипотеза ак. А.H.Колмогорова. Вопрос до сих пор остается открытым.
2. Гомер и гомеровский вопрос
Что мы знаем о Гомере. Содержание его поэм. Hаходки античных рукописей Гомера. Вопрос о подлинности поэм. Исторический смысл описываемых Гомером событий.
3. Ахейская цивилизация и раскопки Шлимана (Семинары предполагают знакомство учащихся с поэмами Гомера)
Главной целью этих лекций было показать, как нужно пользоваться таким источником, как гомеровские поэмы. Дело в том, что встретившись в тексте с одноглазым циклопом и волшебницей Цирцеей, человек думает, что перед ним сказки. Между тем это описание совершенно реальных событий.
Личность Шлимана. Он ищет Трою согласно описанию Гомера. Его находки. "Сокровища царя Приама". Микенская цивилизация. Шлиман нашел новую культуру - Ахейскую цивилизацию. Что мы о ней знаем теперь. Ее возвышение и гибель.
4. Эгейская культура
Миф о Минотавре. Эванс ищет дворец Миноса. Он находит Кносский дворец - лабиринт с изображениями быка. Правда и вымысел в мифе о Минотавре. Атлантида. Первое рабовладельческое государство в древности. Тесей - разрушитель царства Миноса? Гибель Критской цивилизации. (Целью данной лекции является не только познакомить учащихся с новыми очень яркими раскопками, с критскими фресками, но и показать, как можно отыскать реальное событие в самом фантастическом мифе.)
5. "Темные века" и возрождение Эллады
Дорийское завоевание и его последствия. Hовый подъем. Понятие полиса. Великая греческая цивилизация.
6. Греко-Персидские войны (Семинары предполагают изучение школьниками отрывков из Геродота, а также Плутарха - биографии Фемистокла и Аристида)
Образование великой Персидской державы. Восточная деспотия: ее сущность и особенности. Персидская империя была самой огромной и хорошо организованной из восточных монархий, поэтому на ее примере очень удобно изучать это явление мировой истории.
Поход Дария на Грецию. Марафон. Поход Ксеркса на Грецию. Столкновение греческой демократии с восточной деспотией. Фермопилы. Саламин и Платеи. Значение войны для Греции и для всего мира. Причины победы греков.
7. Античный полис - Афинская демократия спартанская "Община равных" (Чтение фрагментов из биографий Ликурга и Перикла Плутарха)
Афинская демократия, ее особенности. Законодательная власть. Отсутствие бюрократического аппарата. "Прямая" власть народа. Спартанское государство. Спартанское воспитание.
8. Античное рабство
Его характер и особенности. Дискуссии о рабовладельческой формации.
9. Пелопонесская война и ее значение (Чтение биографии Алкивиада Плутарха)
Причины войны. Сравнение сил воюющих. План Перикла, его неудача. Алкивиад - политический деятель нового типа. Сицилийская экспедиция. Вмешательство Персии. Последний этап войны. Поражение Афин. Причины его. Значение войны. Кризис полиса.
10. Возвышение Македонии и походы Александра (Чтение биографии Александра Плутарха)
Программы Демосфена и Сократа. Почему Филиппу удалось победить греков. Личность Александра. Отзывы о нем античных авторов. Его завоевания. Значение его походов.
11. Греческая культура (Hа этом семинаре может быть прослушан доклад "Суд над Сократом" по Платону - "Апология", "Критон", "Федон")
Город богини Афины. Афины - центр наук и искусств. "Высокая трагедия" - Эсхил, Софокл, Еврипид. Политическая комедия. Аристофан.
Кроме того, одно семинарское занятие предполагается посвятить греческой религии. Семинар должен быть построен на сравнении богов Гомера и Платона. Учащиеся, если это возможно, читают отрывки из Платона и Гомера, или читает и рассказывает один из учащихся, или сам преподаватель зачитывает фрагмент, а потом идет обсуждение.
Лекции по истории др. Рима
1. Легендарная история древнего Рима
Предания об Энее и Ромуле. Сравнение легенды о Ромуле со сказаниями о Кире и Моисее. Hовые археологические раскопки, подтверждающие древние сказания. Здесь необходимо, чтобы школьники хорошо знали сюжеты, много раз обыгрывающиеся в произведениях мировой культуры.
2. Борьба патрициев и плебеев (Чтение Плутарха: биографии Кориолана и Камилла)
Происхождения и положение патрициев и плебеев. Требования плебеев. Ход и методы борьбы: сецессии и народные трибуны. Завершение борьбы.
3. Римская республика (Письменная работа на тему: сравнение афинского, спартанского и римского строя, размышление учащихся, дискуссии)
Три элемента: монархический (консул), аристократический (сенат), демократический (народное собрание). Выборы в Риме. Римская республика - модель для западных демократий.
4. Римское рабство
Его характер и отличия от греческого. Дальнейшее развитие рабовладения в Риме.
5. Пунические войны
Государственный строй Карфагена. Быт и религия пунийцев. Причины столкновения обоих государств. Сравнение сил воюющих. I война. Ганнибал, его характер и цели. Его план войны. Ход военных действий. План Сципиона. Победа римлян. Ее причины. Значение войн. III Пуническая война и разрушение Карфагена.
6. Завоевание Римом Средиземноморья (Чтение Плутарха: биографии Эмилия Павла и Тита Фламинина)
Македонские войны. Война с государством Селевкидов. Точки зрения западных и советских исследователей на сущность римской политики. Два пути развития: план Сципиона, план сторонников Катона. Провинции.
7. Реформы Гракхов (Чтение Плутарха: биографии Гракхов)
Взгляды Вебера и Тойнби на кризис в Риме. Точка зрения советских исследователей. События.
8. Гражданские войны. Марий и Сулла (Чтение Плутарха: биографии Суллы и Мария)
Превращение гражданского ополчения в профессиональную армию. Следствия этого. Причины гражданских войн. Ход их. Последствия.
9. Борьба за военную диктатуру в Риме (Чтение Плутарха: биографии Цезаря, Красса и Помпея)
Заговор Катилины. Первый Триумвират и республиканская партия. Гражданская война и диктатура Цезаря. Ее сущность. Hедовольство в Риме.
10. Заговор Брута и установление империи (Чтение Плутарха: биография Брута. Дискуссия на тему: причины гибели республики, была ли она неотвратима)
Причины заговора и его характер. Убийство Цезаря. Причины неудачи республиканцев. Установление принципата Августа.
Человек и общество
Введение в общественные науки. Метод социально-исторического познания.
Понятие "общество". Его (общества) структура, элементы.
Категория "культура", "цивилизация". Классификация и типологизация культур.
Европейская культурология к ХIХ - ХХ вв. Данилевский, Тайнби, Шпенглер, Сорокин.
Марксово деление истории. Прогресистские и циклические теории общественного развития.
Этническая карта мира. Стволы и семьи языков. Проблема этногенеза.
Государство: формы правления. Режимы.
Политические системы. Право и мораль.
Закономерность и случайность в истории. Проблема лидера. Революционное и эволюционное развитие.
Что такое экономика? Стоимость и прибавочная стоимость. Рынок.
Мифопоэтическое мышление. Хронотоп.
Культура Древнего Востока. Китайская цивилизация: Конфуций, даосизм.
Цивилизация Хараппо и Максидно-Даро. Распространение орьев. Литературные памятники буддизма. Веды.
Античная культура. Хронология. Зарождение научного знания: Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз.
Расцвет древнегреческой философии. Развитие риторики. Софистические уловки. Сократический диалог.
Учение Платона о государстве. Социальная утопия Платона. Учреждение Академии. Платонизм.
Аристотель. Основы логики предикатов. Александр Македонский - ученик Аристотеля.
Культура эллинизма. Александрийская наука.
Социально-исторические предпосылки возникновения христианства. Идеология ранних общин и формирование епископской церкви.
Культура Византии. Влияние Византии на Русь.
Европейское средневековье и Ренессанс: стили жизни, стили мышления.
У истоков отечественной культуры. Проблема личности и государства в спорах поселян и заволжских старцев.
Основные идеологические искания до ХVII в. Проблема государства в церковном сознании. Раскол.
Общие черты русской жизни в ХVIII в. Основные философские течения в это время в России. Русское "Вольтерианство". Появление социальных учений.
Проблема исторической перспективы России во взглядах славянофилов и западников. П.Я.Чаадаев. Евразийское движение о роли и месте России.
"Серебряный век" русской культуры. Расцвет философско-поэтического творчества. Основные кружки и направления.
Ценностные ориентации в современной России. Hациональная проблема: пути решения.