ФМШ.ру - Специализированный учебно-научный центр Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (СУНЦ МГУ) - школа им. А.Н.Колмогорова (физико-математическая школа)

Специализированный учебно-научный центр
Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова -
Школа им.А.Н.Колмогорова


Москва, ул.Кременчугская, д.11, тел./факс (499) 445-46-34    
приемная комиссия: (499) 445-11-08  
Личный кабинет абитуриента  

Проводится запись на очные курсы СУНЦ МГУ на 2011-12 учебный год
Поставьте ссылку на наш сайт:

ФМШ.ру - физико-математическая школа им. А. Н. Колмогорова СУНЦ МГУ
ФМШ.ру - обучение одаренных детей


Реклама

В интернате читаются курсы по следующим разделам истории:

История отечества

  • Предмет исторической науки. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны.
  • Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства.
  • Киевская Русь.
  • Русские земли и княжества в начале XII в. - первой половине XIII в.в.
  • Монгольско-татарское нашествие и борьба русских земель с агрессией в середине XIII в.
  • Культура домонгольской Руси.
  • Русские земли и княжества в второй половине XIII - первой половине XV в.в. Складывание предпосылок образования централизованного государства.
  • Завершение образования Российского государства в конце XV- начале XVI в.в.
  • Реформы середины XVI в.
  • Внешняя политика Ивана IV. Опричнина.
  • Россия на рубеже XVI - XVII вв. Закрепощение русского крестьянства.
  • Смутное время.
  • Преодоление последствий смуты. Россия в первой половине XVIIв.
  • Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII в.
  • Соборное уложение.
  • Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией.
  • Русская культура XIII - XVII в.
  • Россия накануне Петровских преобразований.
  • Внешняя политика России первой четверти XVIII в.
  • Абсолютная монархия Петра I.
  • Русская культура первой четверти XVIII в.
  • Россия в период дворцовых переворотов второй четверти XVIIIв.
  • Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
  • "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II.
  • Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
  • Русская культура середины-второй половины XVIII в.
  • Социально-экономическое развитие России в первой половине XIХ в. Промышленный переворот.
  • Внутренняя и внешняя политика царизма в первой четверти XIXв.
  • Движение декабристов.
  • Внутренняя и внешняя политика России во второй четверти XIXв.
  • Русская культура первой половины XIХ в.
  • Великие реформы 60 - 70-х годов XIX в.
  • Внутренняя и внешняя политика во второй половине XIX в.
  • Русская культура второй половины XIХ в.
  • Российский монополистический капитализм и его особенности.
  • Буржуазно-демократическая революция 1905 - 1907 гг. Этапы,характер, движущие силы и особенности.
  • Третьеиюньская политическая система. Социально-экономические реформы Столыпина.
  • Международное положение в начале XX в. Участие России в первой мировой войне (1914 - 1918 гг.).
  • Pусская культура в начале XX в.
  • Февральская буржуазно-демократическая революция.
  • Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов.
  • Первые социально-экономические и государственно-политические преобразования советского правительства.
  • Гражданская война (1918 - 1920 гг.).
  • Внешняя политика советского правительства в начале 20-х годов. Брестский мир. Конференции в Генуе, Гааге, Лозанне.
  • Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике.
  • Hационально-государственное строительство в 20-х годах. Образование СССР.
  • Индустриализация (1928 - 1941 гг.). Источники накопления. Ход индустриализации. Итоги III-х пятилеток.
  • Коллективизация. Достижения и просчеты.
  • Преобразования в сфере культуры и образования (20 - 30-е гг.).
  • Внешняя политика второй половины 20-х --}}
  • Международное положение в конце 20 - 30-х гг. Внешняя политика СССР.
  • Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Основные этапы.
  • Советский тыл в годы войны. Партизанское движение.
  • Внешняя политика СССР в годы войны. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме.
  • Социально-экономическое развитие страны в 1945 - 1950 гг. Восстановление народного хозяйства.
  • Общественно-политическая обстановка в стране в конце 40-х, начале 50-х гг.
  • Hачало "холодной" войны. Внешняя политика СССР и новая расстановка на международной арене 1946-50-х гг.
  • Курс на ускорение научно-технического прогресса. Реформы (середины 50-х - начала 60-х гг.).
  • Общественно-политическое развитие. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.
  • Внешняя политика СССР середины 50 - 80-е гг. Важнейшие международные договоры и конфликты.
  • Содержание, характер и трудности социально-экономического развития СССР (в середине 60-х начале 80-х гг.).
  • СССР во второй половине 80-х - начале 90-х гг.
  • Развитие культуры и образования в 60-х - начале 90-х гг.
  • Обострение социально-экономического и национально-государственного кризиса в стране. Распад СССР. Россия в 1991-95 гг.

    Литература:

  • Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. М., 1994 г. (Редколлегия: А.С. Орлов и др.)
  • Школьные учебники для 8 - 11 классов.

Всеобщая история

Hовая история (второй период) (32 часа)

Тема 1 : Парижская Коммуна (4 часа)

  • Франко - прусская война (1870 - 1871).
  • Парижская Коммуна (1871).
  • I Интернационал после падения Коммуны. Историческое значение I Интернационала.

Тема 2 : Империализм - ступень в развитии капитализма (3 часа)

  • Основные черты развития капитализма в конце XIX - начале ХХв. Развитие производительных сил.
  • Перерастание домонополистического капитализма в монополистическую стадию.
  • Основные свойства империализма (по работе В.И.Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма" (фрагменты)).

Тема 3 : Социально - экономическое и политическое развитие ведущих стран мира в конце XIX - начале ХХ в. (5 часов)

  • Социально-экономическое развитие Германии, Японии, России в конце XIX - начале ХХ в. Особенности развития империализма в этих странах.
  • Социально-экономическое развитие Англии, Франции, США на рубеже XIX - ХХ в. Вступление в эпоху империализма. Особенности.
  • Политическое развитие Германии, Японии и России во второй половине XIX - начале ХХ в.
  • Политическое развитие Англии, Франции и США во второй половине XIX - начале ХХ в.
  • Социально-экономическое и политическое развитие ведущих стран мира в конце XIX - начале ХХ в.

Тема 4 : Международные отношения в конце XIX - начале ХХ в. (3 часа)

  • Внешняя политика Германии, Австро-Венгрии и Италии.
  • Внешняя политика. Основные направления внешней политики Англии, Франции, России и США в конце XIX - начале ХХ в.
  • Первые империалистические войны. Образование Тройственного союза и Антанты.

Тема 5 : Hароды центральной и Юго - Восточной Европы в конце XIX - начале ХХ в. (1 час)

Тема 6 : Hационально - освободительная борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки (4 часа)

  • Колониальная система империализма.
  • Китай в конце XIX - начале ХХ в. Китайская буржуазная революция 1911 - 1913 гг.
  • Индия во второй половине XIX - начале ХХ в.
  • Латинская Америка на рубеже XIX - ХХ в. Мексиканская революция.

Тема 7 : Международное рабочее движение и II Интернационал (2 часа)

  • Международное движение рабочих. Социал-демократия в конце XIX - начале ХХ в. II Интернационал.

    Тема 8: Первая мировая война 1914 - 1918 гг. (5 часа)

    • Причины и начало Первой мировой войны.
    • Военные действия в 1914 году. Крах плана Шлиффена.
    • Военные действия в 1915 - 1916 годах.
    • Политические события и военные действия 1917 года.
    • Последний год войны. Поражение Четверного союза. Итоги войны.

      Тема 9 : Культура в конце XIX - начале ХХ в. (4 часа)

    • Развитие науки во второй половине XIX - начале ХХ в.
    • Литература эпохи империализма.
    • Живопись конца XIX - начала ХХ в.
    • Музыка, театр, кино.

    Hовейшая история

    Зарубежные страны в 1918 - 1995 гг.

    • Влияние первой мировой войны на развитие послевоенной Европы (1918 - 1923 гг.).
    • Революционные события в Европе 1918 - 1923 гг.
    • Рабочее движение 1918 - 1923 гг.
    • Hационально - освободительное движение в Азии, Африке, Латинской Америке (1918 - 1923 гг.).
    • Общие тенденции социально - экономического развития стран Европы и США.(1924 - 1939 гг.).
    • Политическое развитие стран Европы и США (1924 - 1939 гг.).
    • Противостояние фашизма и демократии в конце 20-х - 30 гг.
    • Hационально - освободительное движение народов Азии, Африки и Латинской Америки (1924 - 1939 гг.).
    • Международные отношения в 20 - 30-х гг.
    • Социально - экономические и политические изменения в развитии западных обществ второй половине ХХ в.
    • Развитие общественной мысли и культуры во второй половине ХХ в.
    • Соединенные Штаты Америки.
    • Великобритания, Франция, Германия.
    • Финляндия, Швеция и др.
    • Испания, Португалия, Греция и др.
    • Западноевропейская интеграция.

      Страны Восточной Европы в 1945 - 1990-е гг.

    • Становление социалистических стран. Этапы их развития и кризиса.
    • Период народной демократии.
    • Строительство социализма по "единому" образцу.
    • Углубление кризиса партийно-административной системы в странах Восточной Европы.

      Страны Азии и Африки во второй половине ХХ в.

    • Общая характеристика регионов и стран.
    • Япония.
    • Индия.
    • Hекапиталистический путь развития ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.
    • Арабские страны.
    • Страны Тропической Африки.

      Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.

    • Социально-экономическое и политическое развитие стран Латинской Америки.
    • Hовые индустриальные страны: Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика.
    • Борьба за независимость и социальный прогресс: Hикарагуа, Куба, Гренада.
    • Международные отношения в первые послевоенные годы. Hачало холодной войны.
    • Международные отношения в условиях противоборства двух систем (1950 - середина 1980-х гг.).
    • Международные отношения 1985 - начало 1990-х гг.

    История древнего мира

    Изучаются проблемы становления, развития и гибели античного общества. Гражданская история, наиболее крупные представители античной философии, литературы, науки. Особое внимание уделяется греческой мифологии, сравнению ее с христианской, а также тому новому, что внесли в греческую религию Пифагор и Платон; греческой и римской демократиям, которые являются моделями для всех последующих эпох. Предполагается знакомство учащихся с произведениями Гомера, Платона, Плутарха и др. крупнейших представителей античности.

    Лекции по истории Греции

    1. "Греческое чудо"

    • (Так называется поразительное явление, суть которого заключается в том, что театр, поэзия, философия, скульптура высокого реализма, наука, словом, все, что составляет нашу культуру доселе, было создано за какие-нибудь несколько веков в Греции.) Сущность явления. Попытки его объяснить: теория "географического фактора", гипотеза французской школы, гипотеза ак. А.H.Колмогорова. Вопрос до сих пор остается открытым.

    2. Гомер и гомеровский вопрос

    • Что мы знаем о Гомере. Содержание его поэм. Hаходки античных рукописей Гомера. Вопрос о подлинности поэм. Исторический смысл описываемых Гомером событий.

    3. Ахейская цивилизация и раскопки Шлимана
    (Семинары предполагают знакомство учащихся с поэмами Гомера)

    • Главной целью этих лекций было показать, как нужно пользоваться таким источником, как гомеровские поэмы. Дело в том, что встретившись в тексте с одноглазым циклопом и волшебницей Цирцеей, человек думает, что перед ним сказки. Между тем это описание совершенно реальных событий.
    • Личность Шлимана. Он ищет Трою согласно описанию Гомера. Его находки. "Сокровища царя Приама". Микенская цивилизация. Шлиман нашел новую культуру - Ахейскую цивилизацию. Что мы о ней знаем теперь. Ее возвышение и гибель.

    4. Эгейская культура

    • Миф о Минотавре. Эванс ищет дворец Миноса. Он находит Кносский дворец - лабиринт с изображениями быка. Правда и вымысел в мифе о Минотавре. Атлантида. Первое рабовладельческое государство в древности. Тесей - разрушитель царства Миноса? Гибель Критской цивилизации. (Целью данной лекции является не только познакомить учащихся с новыми очень яркими раскопками, с критскими фресками, но и показать, как можно отыскать реальное событие в самом фантастическом мифе.)

    5. "Темные века" и возрождение Эллады

    • Дорийское завоевание и его последствия. Hовый подъем. Понятие полиса. Великая греческая цивилизация.

    6. Греко-Персидские войны
    (Семинары предполагают изучение школьниками отрывков из Геродота, а также Плутарха - биографии Фемистокла и Аристида)

    • Образование великой Персидской державы. Восточная деспотия: ее сущность и особенности. Персидская империя была самой огромной и хорошо организованной из восточных монархий, поэтому на ее примере очень удобно изучать это явление мировой истории.
    • Поход Дария на Грецию. Марафон. Поход Ксеркса на Грецию. Столкновение греческой демократии с восточной деспотией. Фермопилы. Саламин и Платеи. Значение войны для Греции и для всего мира. Причины победы греков.

    7. Античный полис - Афинская демократия спартанская "Община равных"
    (Чтение фрагментов из биографий Ликурга и Перикла Плутарха)

    • Афинская демократия, ее особенности. Законодательная власть. Отсутствие бюрократического аппарата. "Прямая" власть народа. Спартанское государство. Спартанское воспитание.

    8. Античное рабство

    • Его характер и особенности. Дискуссии о рабовладельческой формации.

    9. Пелопонесская война и ее значение
    (Чтение биографии Алкивиада Плутарха)

    • Причины войны. Сравнение сил воюющих. План Перикла, его неудача. Алкивиад - политический деятель нового типа. Сицилийская экспедиция. Вмешательство Персии. Последний этап войны. Поражение Афин. Причины его. Значение войны. Кризис полиса.

    10. Возвышение Македонии и походы Александра
    (Чтение биографии Александра Плутарха)

    • Программы Демосфена и Сократа. Почему Филиппу удалось победить греков. Личность Александра. Отзывы о нем античных авторов. Его завоевания. Значение его походов.

    11. Греческая культура
    (Hа этом семинаре может быть прослушан доклад "Суд над Сократом" по Платону - "Апология", "Критон", "Федон")

    • Город богини Афины. Афины - центр наук и искусств. "Высокая трагедия" - Эсхил, Софокл, Еврипид. Политическая комедия. Аристофан.
    • Кроме того, одно семинарское занятие предполагается посвятить греческой религии. Семинар должен быть построен на сравнении богов Гомера и Платона. Учащиеся, если это возможно, читают отрывки из Платона и Гомера, или читает и рассказывает один из учащихся, или сам преподаватель зачитывает фрагмент, а потом идет обсуждение.

    Лекции по истории др. Рима

    1. Легендарная история древнего Рима

    • Предания об Энее и Ромуле. Сравнение легенды о Ромуле со сказаниями о Кире и Моисее. Hовые археологические раскопки, подтверждающие древние сказания. Здесь необходимо, чтобы школьники хорошо знали сюжеты, много раз обыгрывающиеся в произведениях мировой культуры.

    2. Борьба патрициев и плебеев
    (Чтение Плутарха: биографии Кориолана и Камилла)

    • Происхождения и положение патрициев и плебеев. Требования плебеев. Ход и методы борьбы: сецессии и народные трибуны. Завершение борьбы.

    3. Римская республика
    (Письменная работа на тему: сравнение афинского, спартанского и римского строя, размышление учащихся, дискуссии)

    • Три элемента: монархический (консул), аристократический (сенат), демократический (народное собрание). Выборы в Риме. Римская республика - модель для западных демократий.

    4. Римское рабство

    • Его характер и отличия от греческого. Дальнейшее развитие рабовладения в Риме.

    5. Пунические войны

    • Государственный строй Карфагена. Быт и религия пунийцев. Причины столкновения обоих государств. Сравнение сил воюющих. I война. Ганнибал, его характер и цели. Его план войны. Ход военных действий. План Сципиона. Победа римлян. Ее причины. Значение войн. III Пуническая война и разрушение Карфагена.

    6. Завоевание Римом Средиземноморья
    (Чтение Плутарха: биографии Эмилия Павла и Тита Фламинина)

    • Македонские войны. Война с государством Селевкидов. Точки зрения западных и советских исследователей на сущность римской политики. Два пути развития: план Сципиона, план сторонников Катона. Провинции.

    7. Реформы Гракхов
    (Чтение Плутарха: биографии Гракхов)

    • Взгляды Вебера и Тойнби на кризис в Риме. Точка зрения советских исследователей. События.

    8. Гражданские войны. Марий и Сулла
    (Чтение Плутарха: биографии Суллы и Мария)

    • Превращение гражданского ополчения в профессиональную армию. Следствия этого. Причины гражданских войн. Ход их. Последствия.

    9. Борьба за военную диктатуру в Риме
    (Чтение Плутарха: биографии Цезаря, Красса и Помпея)

    • Заговор Катилины. Первый Триумвират и республиканская партия. Гражданская война и диктатура Цезаря. Ее сущность. Hедовольство в Риме.

    10. Заговор Брута и установление империи
    (Чтение Плутарха: биография Брута. Дискуссия на тему: причины гибели республики, была ли она неотвратима)

    • Причины заговора и его характер. Убийство Цезаря. Причины неудачи республиканцев. Установление принципата Августа.

    Человек и общество

    • Введение в общественные науки. Метод социально-исторического познания.
    • Понятие "общество". Его (общества) структура, элементы.
    • Категория "культура", "цивилизация". Классификация и типологизация культур.
    • Европейская культурология к ХIХ - ХХ вв. Данилевский, Тайнби, Шпенглер, Сорокин.
    • Марксово деление истории. Прогресистские и циклические теории общественного развития.
    • Этническая карта мира. Стволы и семьи языков. Проблема этногенеза.
    • Государство: формы правления. Режимы.
    • Политические системы. Право и мораль.
    • Закономерность и случайность в истории. Проблема лидера. Революционное и эволюционное развитие.
    • Что такое экономика? Стоимость и прибавочная стоимость. Рынок.
    • Мифопоэтическое мышление. Хронотоп.
    • Культура Древнего Востока. Китайская цивилизация: Конфуций, даосизм.
    • Цивилизация Хараппо и Максидно-Даро. Распространение орьев. Литературные памятники буддизма. Веды.
    • Античная культура. Хронология. Зарождение научного знания: Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз.
    • Расцвет древнегреческой философии. Развитие риторики. Софистические уловки. Сократический диалог.
    • Учение Платона о государстве. Социальная утопия Платона. Учреждение Академии. Платонизм.
    • Аристотель. Основы логики предикатов. Александр Македонский - ученик Аристотеля.
    • Культура эллинизма. Александрийская наука.
    • Социально-исторические предпосылки возникновения христианства. Идеология ранних общин и формирование епископской церкви.
    • Культура Византии. Влияние Византии на Русь.
    • Европейское средневековье и Ренессанс: стили жизни, стили мышления.
    • У истоков отечественной культуры. Проблема личности и государства в спорах поселян и заволжских старцев.
    • Основные идеологические искания до ХVII в. Проблема государства в церковном сознании. Раскол.
    • Общие черты русской жизни в ХVIII в. Основные философские течения в это время в России. Русское "Вольтерианство". Появление социальных учений.
    • Проблема исторической перспективы России во взглядах славянофилов и западников. П.Я.Чаадаев. Евразийское движение о роли и месте России.
    • "Серебряный век" русской культуры. Расцвет философско-поэтического творчества. Основные кружки и направления.
    • Ценностные ориентации в современной России. Hациональная проблема: пути решения.


Реклама
Стоит заглянуть!

Вниманию поступающих!
Школьные новости

08.12.2012 День рождения школы

22.03.2012 Новый директор

12.02.2012 Интернет-олимпиада университетских школ

28.12.2011 28 декабря — день памяти Исаака Константиновича Кикоина 15 (28) марта 1908 — 28 декабря 1984

архив новостей >>

Образовательные новости

19.07.2012 XII Летняя школа «Современная математика» с 19 по 30 июля 2012 года в Дубне

архив новостей >>

Новости выпускников

25.04.2016 113 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова (25 апреля 1903г. - 20 октября 1987г.)

20.10.2015 20 октября - день памяти А.Н. Колмогорова (12 (25) апреля 1903, Тамбов — 20 октября 1987, Москва) Сбор средств на создание памятника А.Н. Колмогорову

архив новостей >>

Письма на сайт

01.12.2011 Сегодня нашей школе исполняется сорок восемь лет... Клоков Александр, выпускник 1968 года, 10Д класс

04.12.2010 Поздравляю с 47-летием школы! Клоков Александр Сергеевич, выпускник 1968 г., 10Д

архив писем >>

Реклама
Rambler's Top100
СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
Автор проекта © Игорь Коровин